объехал кучу сервисов - все говорят что знают о проблеме на старых лексусах, но тойота ничего для старых машин уже не даёт (здравствуй утилизация?), а в новые рекомендует dot5.1 (просто пятый нельзя, если не путаю с 5.1).
Но в моем сервисе рядом льют дот 3, но только другого производителя (Официальный сервисный центр тойота), так как нам подойдёт лишь минералка. Ву с гтц очень дорого
решил попробовать разобраться в этом вопросе.многие утверждают и говорят - что дот 4 - разрушает резинки и у вас будет вакумник полон ее!
В "интернетах" упоминается о такой проблеме:
https://www.land-cruiser.ru/index.php?/ ... nt-1716425 Сразу хочу указать на дату этого поста. Прошло 7 лет, и на сайте Кастрола нет уже тормозной жидкости DOT3 - https://www.castrol.com/en_us/united-st ... luids.html (специально выбрал регион США)
И еще -
https://usavans.ru/viewtopic.php?t=6622#p159817 Тут, конечно, не про Тойоту - но проблема озвучена схожая.
Теперь предлагаю обратиться к рекомендациям производителя. Есть руководство по эксплуатации Toyota 2006 Sienna Owners Manual(OM45436U_edited) Руководства по эксплуатации Взято оно с офф сайта - https://www.toyota.com/owners/resources ... ienna/2006
Вот рекомендации оттуда по поводу применяемой тормозной жидкости:
Видим там SAE J1703 и FMVSS N.116 DOT3. SAE J1703 и FMVSS N.116 это международные стандарты, определяющие общие параметры тормозных жидкостей. Если кто-то найдет официальный документ с этими стандартами - буду весьма признателен. Попытался найти SAE J1703 на сайте https://www.sae.org/ , но что-то покупать его там за 81$ желания не возникло

https://www.sae.org/standards/content/j1703_201607/
Далее я попытался найти какой либо документ (именно документ, а не статью) хотя бы отдельно о классификации DOT касательно тормозных жидкостей. Не попалось такого.... В итоге, выбрал несколько статей на эту тему:
http://wiki.zr.ru/%D0%A2%D0%BE%D1%80%D0 ... 1%82%D1%8C
https://avtoved.guru/threads/tormoznaja ... i-pr.6264/
https://liquimoly.ru/servis/info/tormoznaya_zhidkost/
https://www.drive2.ru/b/2698040/
Все эти статьи, конечно, не претендуют на истину, но все же. Везде мы видим одну и ту же табличку (пусть в разных форматах, но с одинаковым содержанием): Так же хочу привести выдержку из http://wiki.zr.ru (ссылка выше):
Из этого следует, что DOT3, заливаемая с завода в Сиенны 2го поколения, вряд ли будет минеральной тормозной жидкостью.Тормозные жидкости состоят из основы (ее доля 93–98%) и различных добавок, присадок, иногда красителей (остальные 7–2%). По своему составу они делятся на минеральные, гликолевые и силиконовые.
Минеральные, представляющие собой различные смеси в пропорции 1:1 касторового масла и спирта, например бутилового (красно-оранжевая жидкость «БСК»). Такие жидкости обладают хорошими смазывающими и защитными свойствами, негигроскопичны, не агрессивны к лакокрасочным покрытиям. Но они не соответствуют международным стандартам по основным показателям – имеют низкую температуру кипения (их нельзя применять на машинах с дисковыми тормозами) и становятся слишком вязкими уже при минус 20°С.
Минеральные жидкости нельзя смешивать с гликолевыми, иначе возможно набухание резиновых манжет узлов гидропривода и образование сгустков касторового масла.
Читаем там же далее:
И сразу же дальше:Гликолевые, имеющие в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на основе многоатомных спиртов. У них высокая температура кипения, хорошие вязкостные и удовлетворительные смазывающие свойства. Основным недостатоком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации это в основном происходит через компенсационное отверстие в крышке бачка главного тормозного цилиндра. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем ниже ее температура кипения, больше вязкость при низких температурах, хуже смазываемость деталей и сильнее коррозия металлов. Отечественные и импортные гликолевые жидкости классов DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 взаимозаменяемы, но смешивать их нежелательно, так как основные свойства при этом могут ухудшаться.
Отмечу, что дата этой статьи - 2011г., то есть теоретически, речь в последней цитате идет об автомобилях, выпущенных до 1991г.На автомобилях, выпущенных более двадцати лет тому назад, резина манжет может быть несовместимой с гликолевыми жидкостями – для них необходимо использовать только минеральные тормозные жидкости (или придется менять все манжеты).
Так же попалось еще одно мнение, на мой скромный взгляд, наиболее близкое к истине, точнее, к причинам появления мнения о невозможности применения на "старых" Тойотах/Лексусах ничего иного, кроме как DOT3:
http://velo100.ru/technics/dot_3_5_5.1
Ну и в заключение пара файлов со спецификациями двух видов DOT4 от Castrol: Видим там в обоих случаях соответствие SAE J1703, но у React DOT 4 Low Temp заявлена кинематическая вязкость 650 мм²/с, что делает ее даже более текучей, чем DOT5.1Один из самых популярных вопросов, среди автолюбителей: можно ли заливать DOT 5.1, если рекомендован производителем и изначально был залит DOT 3 или DOT 4? По химическому составу, как мы разобрали выше, ничего плохого не будет: лить можно и почи всегда это даже лучше. Но вот на этом «почти» имеет смысл остановиться отдельно. DOT 5.1 более текучий чем DOT 3 или 4, что хорошо для работы тормозной системы в целом, но если сама тормозная система изношена, имеет люфт в поршнях калипера или не надёжные уплотнения, то более текучий DOT будет гораздо легче протекать из замкнутой системы наружу по всем щелям и вы рискуете в определённый момент остаться без тормозов.
Так же я попросил один ДЦ сделать официальный запрос в техподдержку Castrol (копия переписки у меня есть):
на что был получен следующий ответ:Добрый день.
К нам обратился клиент.
Автомобиль Toyota Sienna 3.3 4WD 2006г (USA)
Производитель рекомендует использовать тормозную жидкость DOT-3.
Можем ли мы ипользовать тормозную жидкость DOT-4?
Не приведет ли использование такой жидкости к каким либо негативным последствиям?
На основе всего выше указанного, для себя я сделал вывод, что вместо DOT3 применение DOT4 (стандартной, без "улучшенных" параметров вязкости, как у Castrol React DOT 4 Low Temp) абсолютно безопасно для автомобиля (а точнее, Сиенны 2го поколения). Но вот применение DOT 5.1 может привести к плачевным результатам, в случае износа ГТЦ и прочих элементов тормозной системы действительно может потечь...Да, можете – все жидкости DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 являются смешиваемыми.
Если у кого то есть мнения и соображения на данную тему - прошу высказаться. Только желательно приводить не просто личное мнение и опыт (это конечно так же интересно), но еще и какие либо документы и спецификации, подтверждающие или опровергающие.